Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Кокпит. Коленные (бедренные) упоры. Пяточные упоры. Спинной упор. Сиденье. Пиллерсы. Емкости непотопляемости. Рукоятки и обвязка. Дренажный клапан.

Голая скорлупка, которая выходит из матрицы — еще далеко не каяк. Для того, чтобы она действительно стала готовой лодкой, ей нужно еще много дополнительного оборудования: посадочного, силового и специального.

Оборудование каяка: 1 — емкости непотопляемости, 2 — задний пиллерс, 3 — спинная стропа, 4 — коленные (бедренные) упоры, 5 — пяточный упор, 6 — носовой пиллерс, 7 — безопасный кокпит, 8 — дренажный клапан, 9, 10, 11, 12 — носовая рукоятка (различные варианты).

Самая важная часть оборудования — это посадочное: упоры, сиденье и горловина кокпита. Именно они связывают вас и ваш каяк в единое целое. Каяк — это продолжение вашего тела, и вы не должны ощущать его как некий инородный довесок у себя на бедрах или, что еще хуже — как некий контейнер, в котором вы перекатываетесь от одной стенки к другой. Вы должны чувствовать все его движения, а он должен воспроизводить все движения ваших бедер. Такая взаимосвязь лежит в основе всех приемов управления каяком — точно так же, как вся горнолыжная техника основана на жесткой фиксации ноги в ботинке.

Кокпит

У большинства современных каяков кокпит имеет форму замочной скважины. Такая форма позволяет сделать кокпит достаточно длинным для того, чтобы гребец мог легко покинуть каяк, но в то же время достаточно узким для того, чтобы дать необходимую опору для бедер. Человек среднего роста может вынуть ноги из такого кокпита, не отрывая предварительно свой зад от сиденья. На практике это означает, что гребец способен покинуть лодку без помощи рук. Начинающие гребцы чувствуют себя спокойнее в такой лодке, да и многие опытные каякеры предпочитают именно эту форму кокпита.

Кокпит должен простираться достаточно далеко от сиденья не только вперед, но и назад, чтобы гребец имел возможность полностью откинуться на деку.

Коленные (бедренные) упоры

Коленные упоры — ваш основной инструмент для поддержания равновесия в каяке. Именно с их помощью вы управляете креном каяка, удерживаете его от оверкиля и выполняете эскимосский переворот. Однако упоры играют и другую, не менее важную роль: это элемент обратной связи между лодкой и гребцом. Именно они позволяют вам ощущать малейшие движения лодки наравне с движениями той части вашего тела, которая дана вам от рождения. И это позволяет вам использовать для управления каяком свои двигательные рефлексы на самом низком уровне, освобождая голову для решения более глобальных задач. Для того, чтобы упоры могли выполнять обе эти функции, ваши колени должны быть разведены настолько широко, насколько это позволяет внутренний объем лодки. Чем шире разнесены упоры, тем больший момент вы прикладываете к корпусу лодки, тем лучше вы чувствуете ее крен и тем меньше "мертвая зона", возникающая из-за небольшого, но всегда существующего зазора между упорами и вашими коленями.

Где должны находиться упоры? На этот вопрос вы можете ответить сами, если раздвинете колени и возьметесь руками за ноги так, чтобы вы не могли сдвинуть их обратно. Скорее всего, ваши руки окажутся немного выше колена (примерно на ширину ладони), перпендикулярно бедру, пальцы заходят на внутреннюю сторону бедра. Именно это положение и является оптимальным для упоров. Однако по традиции эти упоры называются "коленными".

Ширина упора составляет 12–18 см. Упоры должны быть подогнаны так, чтобы вы, расслабив ноги, чувствовали контакт с ними. Обратите внимание на то, что вы не должны цепляться за упор коленной чашечкой, как это часто бывает на самодельных упорах из дюралюминиевых трубок. Это чревато тяжелой травмой. Обратите внимание также на то, что правильно установленные упоры всегда заходят на внутреннюю сторону бедра и не позволяют колену сместиться к центру лодки.

Пяточные упоры

Не стоит и думать о выходе на бурную воду, если ваш каяк не оборудован упорами для пяток или, точнее, для ступней. Без них невозможно ни эффективно управлять лодкой, ни надежно зафиксироваться в ней, а при ударе о препятствие можно запросто улететь с головой в носовую часть каяка. Пяточные упоры должны быть установлены и подогнаны так, чтобы ноги были согнуты в коленях, разведены и касались бедренных упоров. Именно через эти упоры вы передаете на корпус каяка основные усилия при гребле вперед; они же должны амортизировать удары. Простейший упор в виде перекладины поддерживает только свод стопы. При носовом столкновении с препятствием ступня проворачивается в голеностопном суставе, и это может привести к тяжелым травмам — перелому, вывиху или разрыву связок голеностопа. Опорная платформа поддерживает всю стопу и значительно уменьшает вероятность такой травмы. Сверху платформа покрыта слоем пенополиэтилена, который служит в качестве амортизатора. Именно этот тип упоров применяется для прыжков с водопадов, где особенно велик риск упасть прямо на скалы, и упоры должны выдерживать очень большую нагрузку.

При подгонке такого упора обратите внимание на то, что размер платформы соответствует размеру поперечного сечения лодки при самом дальнем положении упора. Чем ближе к кокпиту вы его сдвигаете, тем большая щель образуется между платформой и корпусом лодки, и если у вас короткие ноги и маленькие ступни, то они могут провалиться в эту щель, как и в случае упора- перекладины. В этом случае целесообразно изготовить и установить для себя персональную платформу большего размера. (Заодно вы избавите ваших более длинноногих товарищей от соблазна воспользоваться вашей лодкой.) У некоторых современных лодок платформа состоит из двух половинок, которые раздвигаются мощной пружиной и заполняют все поперечное сечение независимо от того, в каком месте лодки установлен упор.

Для эффективного управления лодкой желательно фиксироваться в ней максимально жестко, и для этого было бы полезно постоянно опираться о платформу всей ступней. С другой стороны, для амортизации при жестких ударах необходимо использовать также собственную упругость стопы и голеностопного сустава в пределах его нормальной подвижности. В общем, это такая же дилемма, как вопрос о затяжке горнолыжных креплений. Обычно упор устанавливается так, чтобы в нормальном состоянии упираться в него только основаниями пальцев, оставляя небольшой зазор под пятками.

Возможно сплошное заполнение носа пенопластовыми или пенополиэтиленовыми блоками, закрепленными с помощью клея или болтов. Обычно это твердая стена, выкладываемая до тех пор, пока она не будет точно соответствовать длине ног гребца. Такая система тяжеловата и не поддается регулировке, зато исключительно надежна и безопасна. Многие фирмы- изготовители каяков применяют упоры в виде педалей. Эта система очень удобна, легко регулируется и помещает ступни гребца туда, где они должны находиться — по бокам каяка, а не в центре. У педальных упоров два серьезных недостатка: они не амортизируют удары и не поддерживают пятку. Поэтому их ни в коем случае нельзя применять для прыжков с водопадов и для тюленьего старта.

В большинстве каркасно- поддувных каяков пяточные упоры отсутствуют. Это связано, в первую очередь, с ограниченностью задач, для которых используются такие каяки. Некоторым оправданием служит то обстоятельство, что на маленьких каяках, сделанных в обводах слаломной лодки, в носу остается чрезвычайно мало свободного места, и ступни гребца фиксируются сами собой. Это, однако, не избавляет от необходимости иметь для них хорошую опору; пятки, выступающие через оболочку каяка в момент выполнения эскимосского переворота, показывают это как нельзя более наглядно. После того, как конструкторы каркасно- поддувных судов перешли от слаломных обводов к более объемным и просторным лодкам, пяточные упоры стали для них совершенно необходимыми.

Спинной упор

Если вы сядете в каяк и сильно упретесь обеими ногами в пяточные упоры, вы соскользнете с сиденья назад. Именно для того, чтобы помешать этому, и необходим спинной упор. Если коленные упоры и сиденье фиксируют гребца в поперечном направлении, то пяточные и спинной упоры — в продольном. Спинной упор также позволяет снять часть нагрузки с области паха, которая возникает, если вы пытаетесь удержаться на месте с помощью одних только коленных упоров.

Обычно спинной упор — это стропа, подвешенная над задней частью сиденья и снабженная прокладкой для большего комфорта. Для того, чтобы она держала вас надлежащим образом, ее необходимо правильно подогнать. Обратите внимание на три ключевых момента:

  • Стропа должна поддерживать крестец, но не поясницу. Талия гребца должна быть свободна.
  • Стропа должна быть прочной и надежно закрепленной. Если она оборвется в тот момент, когда вы распираетесь изо всех сил, вы вылетите из сиденья на задний край обруча.
  • Стропа не должна смещаться ни вверх, ни вниз. В первом случае она будет мешать вам покинуть лодку, во втором вы будете садиться на нее, залезая в каяк.

У некоторых моделей каяков в задней части сиденья имеется специальное гнездо, в которое входит конец заднего пиллерса. Это гнездо, а иногда и сам пиллерс, одновременно играют роль спинного упора.

Сиденье

Форма сиденья не нуждается в комментариях. Однако необходимо помнить, что к этому элементу конструкции относится все, что было сказано ранее относительно роли упоров. Наравне с упорами оно связывает вас и ваш каяк в единое целое. Поэтому сиденье каяка, равно как и кресло космического корабля, является уникальной деталью для каждого гребца.

Большинство фирм- изготовителей выпускает каяки с очень широкими сиденьями для того, чтобы в них могли помещаться гребцы самых разных габаритов. Это, строго говоря, еще не сиденье, а всего лишь заготовка для него. Между вашими бедрами и боковинами сиденья почти всегда имеется зазор. Его необходимо устранить, чтобы ваши бедра имели надежный и удобный контакт с боковинами. Только в этом случае вы сможете передавать движения вашего таза непосредственно на корпус каяка и, наоборот, воспринимать боковые движения каяка как движения своего тела. Для этого лучше всего наклеить на боковые стенки один или несколько слоев жесткого пенополиэтилена, причем в верхней части сиденье должно получиться немного уже, чем в нижней. Тогда вы будете надежно зафиксированы в нем. Такая же тонкая подгонка необходима и для коленных упоров.

Положение сиденья почти однозначно определяется обводами лодки (и уже от него зависит положение переднего и заднего краев кокпита). Помимо этого, желательно, чтобы конструкция сиденья и его крепление допускали перемещение вдоль оси лодки в пределах 30–40 мм. Это необходимо для точной центровки каяка в соответствии с комплекцией конкретного гребца. Такая регулировка особенно необходима на каяках, предназначенных для автономного сплава, поскольку груз, помещенный в корму, нарушает центровку лодки.

Пиллерсы

Очевидно, что корпус каяка наиболее легко деформируется в направлении дно-дека. Избежать такой деформации можно двумя способами: либо увеличивая толщину стенок корпуса (и, соответственно, их вес), либо усиливая корпус жесткими вертикальными стойками (пиллерсами) в носовой и в кормовой части.

Кормовой пиллерс разделяет пространство кормы на две части, но это создает неудобства только в том случае, когда вам приходится перевозить в каяке свое снаряжение. Носовой пиллерс является более спорным элементом. С одной стороны, он значительно усиливает конструкцию каяка в районе ног гребца и предотвращает "схлопывание" корпуса, при котором ноги гребца могут быть зажаты между дном и декой. Кроме того, он может служить запасным упором в случае, если колено выскакивает из штатного упора; такое иногда случается — не столько из-за интенсивной работы на бурной воде, сколько из-за плохих упоров. С другой стороны, он сам может помешать гребцу быстро покинуть лодку и плохо сочетается с некоторыми типами пяточных упоров.

Пиллерсы изготавливаются из пенопласта или жесткого пенополиэтилена. Они имеют значительную толщину (5 см и более). Это, во-первых, придает им необходимую устойчивость на сжатие, а во-вторых, позволяет им работать в качестве стационарного элемента плавучести.

Емкости непотопляемости

Каяк, не оборудованный элементами плавучести, утонет, если вода получит доступ в кокпит. Для того, чтобы этого не произошло, в каяке предусмотрены элементы плавучести двух видов. Один из них — это пиллерсы, одновременно выполняющие роль силовых элементов. Другой — надувные емкости.

Когда вы плывете с перевернутым каяком в пороге, залитая водой лодка несет вес воды внутри нее так же, как и свой собственный вес. Это может быть порядка 200 кг воды, которые при скорости 12–15 км/ч представляют собой весьма внушительный снаряд. Даже если вам повезет не попасть под него и не получить травму, вам придется, как минимум, вытаскивать эту тяжесть на берег. Поэтому не стоит жалеть усилий, чтобы заполнить воздухом каждый свободный кубический сантиметр и не позволить воде проникнуть никуда, кроме области кокпита.

Обычные емкости непотопляемости — надувные баллоны, расположенные в носу и в корме по обе стороны пиллерсов. Заодно они плотно прижимают погруженное в каяк снаряжение к пиллерсу и не дают ему выпасть. Хорошо надутые баллоны поддерживают деку в том случае, если каяк оказывается прижат к препятствию в пороге. То, что частично залитый водой каяк погружается меньше, уменьшает вероятность его повреждений или "наматывания" на препятствия, такие как опоры мостов: если лодка сидит в воде неглубоко, то более вероятно, что она будет смыта с препятствия. Важно, однако, чтобы баллоны были надежно закреплены на своих местах, потому что давление воды часто выталкивает их в кокпит. Надежно закрепленная спинная стропа, как правило, удерживает баллоны, но, тем не менее, полезно привязывать их.

Рукоятки и обвязка

Рукоятки на носу и корме — важное звено в цепи безопасности. Именно за них гребец держит каяк, проходя остаток порога вплавь в случае оверкиля. За них же спасатели вытаскивают каяк, заклиненный в каком-либо препятствии. Поэтому рукоятки должны быть:

  • прочными (выдерживать нагрузку до 500 кг).
  • удобными (изготовленными из не менее чем 10-мм веревки).
  • безопасными (не защемляющими руку или пальцы).

Веревочные петли могут перекручиваться и ломать пальцы, хотя использование очень толстых веревок позволяет уменьшить этот риск. Единственное достоинство петель состоит в том, что их легко заменять по мере их износа.

За Т-образную рукоятку удобно держаться в бурной воде, однако необходимо позаботиться о том, чтобы ее крепление было столь же прочным. Кроме того, за такую рукоятку неудобно застегивать карабин при проведении спасработ.

Ручка, закрепленная в двух точках, наиболее удобна. За нее легко схватиться рукой, и она не защемляет пальцы. Ее легко зацепить карабином. Однако на стеклопластиковых каяках такие ручки очень сложно заменять, поэтому после пары лет эксплуатации их надежность может вызывать сомнения.

Согласно действующим требованиям маршрутно- квалификационных комиссий (МКК), обязательным элементом каяка является обвязка. Обвязка имеет следующие преимущества:

  • Позволяет схватиться за лодку в любой ее точке. Это удобно как для неудачливого каякера, так и для спасателя, пытающегося удержать мокрую и скользкую лодку.
  • Упрощает действия в неудобных ситуациях, например, при вытаскивании каяка на крутой берег или спуске с него.
  • Помогает плывущему человеку взобраться на деку при страховке и самостраховке.

Европейские каякеры иногда также используют обвязку, но в несколько отличном варианте: это две веревки, натянутые вдоль осевой линии деки от носа и от кормы к кокпиту. На некоторых типах каяков даже имеются специальные гнезда впереди и позади кокпита для крепления концов обвязки. Однако считается недопустимым делать сплошную обвязку от носа до кормы, проходящую по бокам кокпита. Существуют серьезные опасения, что такая обвязка может выскользнуть из-под горловины кокпита и зажать гребца в перевернутом каяке.

Дренажный клапан

Этот небольшой, но весьма полезный элемент уже появился на последних моделях каяков многих фирм. Специальная пробочка в самой корме каяка позволяет слить из него воду буквально до последней капли — для этого нужно всего лишь поставить каяк вертикально.


Источник: http://lib.ru/TURIZM/iourine/full/p14.htm
X


Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание

Болотоход на лодку чертежи и описание